Давайте вкратце расскажем вам, что такое радиальный зазор у шариковых радиальных подшипников и в чем его функция. Поехали!
Для начала - радиальный зазор - это микро-расстояние между шариками и линией касания дорожки качения наружной обоймы подшипника при условии, что шарики касаются дорожи качения на внутренней обойме. Если бы данный зазор отсутствовал, то подшипник попросту бы не крутился. Да, вот так все просто. По ГОСТам есть несколько групп радиальных зазоров:
Как правило, мы имеем дело с радиальными шариковыми подшипниками нормального зазора, либо увеличенного. Далее мы расскажем, как выбирать подшипник, опираясь на эти два вида зазоров.
Чем меньше сам подшипник, тем менее значима разница в выборе зазора. Габаритность подшипника не имеет отношения к его абсолютным геометрическим размерам. Эта характеристика имеет дело с отношением его диаметров и ширины.
Ничего страшного, что подшипник 6000-2RS-C3 (внутренний диаметр 10 мм, лёгкая узкая серия с увеличенным зазором) вам нужно поставить в то место, где раньше стоял подшипник 6000-2RS (с нормальным зазором), и наоборот.
Но если есть подшипник, например, 62312-2RS (внутренний диаметр 60 мм, тяжёлая широкая серия, нормальный зазор), то ставя его в то место (например, в электродвигатель), где ранее работал подшипник 62312-2RS-C3 с увеличенным зазором, вы можете получить проблему, т.к. этот подшипник под рабочими оборотами и нагрузками значительно раньше выйдет из строя.
2. Условия эксплуатации
Во время эксплуатации, радиальный подшипник подвергается радиальным нагрузкам (а иногда и малым радиально-упорным нагрузкам) и высоким (для него) оборотам. В силу этих причин происходит нагрев узла (вал, корпус и др. части, куда прессуют подшипники) и самого подшипника, либо его частей, между которыми может возникнуть разность температур. Вследствие этого происходит изменение фактического радиального зазора подшипника. Чаще всего происходит уменьшение зазора в виду указанных причин. И поэтому, в таким случаях применимы подшипники с увеличенным зазором -С3.
3. Посадка при монтаже
Известно, что есть посадки с натягом и с зазором. Поэтому при посадке любой обоймы подшипника с натягом (особенно со степенью натяга, близкого к тугому), может возникнуть эффект уменьшение фактического радиального зазора. И в этом случае, можно заранее это учесть, выбрав подшипник с увеличенным радиальным зазором -С3.
Мы постарались вам кратко рассказать о важности выбора зазора у шариковых радиальных подшипников. Надеемся, у нас это получилось!