Год:
2011
Автор научной работы:
Шец, Сергей Петрович
Ученая cтепень:
доктор технических наук
Место защиты диссертации:
Брянск
Код cпециальности ВАК:
05.02.04
Специальность:
Трение и износ в машинах
Количество cтраниц:
312
Оглавление диссертации доктор технических наукШец Сергей ПетровичВВЕДЕНИЕ. ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ИЗНОСОСТОЙКОСТИ ПОДШИПНИКОВЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ. 1.1 Статистический анализ отказов подшипниковых узлов машин и механизмов. 1.2 Анализ причин и признаков отказов подшипниковых узлов машин и механизмов. 1.3 Контактное взаимодействие поверхностей трения в подшипниках скольжения и качения. 1.4 Процессы трения и изнашивания контактирующих поверхностей в подшипниках скольжения и качения. 1.5 Современные методы повышения износостойкости подшипниковых узлов трения. 1.6 Выводы, цель и задачи исследований. ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2.1 Методология проведения теоретических исследований. 2.2 Методология проведения экспериментальных исследований. 2.2.1 Модельные испытания пар трения скольжения при граничной смазке и линейном контакте. 2.2.2 Модельные испытания пар трения качения с проскальзыванием, при граничной смазке и линейном контакте. 2.2.3 Лабораторные исследования физических свойств смазочных материалов. 2.2.4 Лабораторные исследования показателей качества смазочных материалов. 2.2.5 Стендовые испытания уплотнительно-смазочных материалов. 2.2.6 Стендовые испытания различного типа уплотнений для подшипниковых узлов трения машин и механизмов. 2.2.7 Стендовые испытания подшипников скольжения при граничной смазке и цикловых нагружениях. 2.2.8 Стендовые испытаний подшипников качения с пластичными смазочными материалами. 2.3 Выводы. ГЛАВА 3. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ИЗНАШИВАНИЯ В ПОДШИПНИКОВЫХ УЗЛАХ ТРЕНИЯ. 3.1 Моделирование процесса изнашивания в нестационарно нагруженных радиальных подшипниках скольжения (ННРПС). 3.1.1 Модель изнашивания трибосопряжений ННРПС с учетом геометрических параметров и динамических нагрузок. 3.1.2 Модель процесса изнашивания трибосопряжений ННРПС при различных периодах эксплуатационного цикла: старта, установившегося движения и останова. 3.2 Моделирование процесса изнашивания трибосопряжений подшипников скольжения при граничной смазке. 3.2.1 Модель изнашивания на уровне субшероховатости поверхности трения. 3.2.2 Модель разрушения поверхностного слоя на уровне субшероховатости поверхности трения. 3.2.3 Активация субшероховатой поверхности трения к процессам смазки. 3.3 Моделирование процесса изнашивания подвижного, контактного трибосопряжения типа «вал-уплотнение». 3.3.1 Модель процесса изнашивания в металлополимерном трибосопряжении. 3.3.2 Влияние герметичности подшипниковых узлов трения на износостойкость их трибосопряжений. 3.4 Теоретические основы повышения износостойкости и герметичности подшипниковых узлов трения применением смазочных материалов. 3.5 Выводы. ГЛАВА 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 4.1 Результаты экспериментальной проверки модели разрушения применительно к процессам изнашивания в парах трения скольжения при граничной смазке и линейном контакте. 4.2 Результаты модельных испытаний пар трения качения с проскальзыванием, при граничной смазке и линейном контакте. 4.3 Результаты лабораторных исследований физических свойств смазочных материалов. 4.4 Результаты лабораторных исследований показателей качества смазочных материалов. 4.5 Результаты стендовых испытаний уплотнительно-смазочных материалов. 4.6 Результаты стендовых испытаний различного типа уплотнений для подшипниковых узлов трения машин и механизмов. 4.7 Результаты стендовых испытаний подшипников скольжения при граничной смазке и цикловых нагружениях. 4.8 Результаты испытаний подшипников качения с пластичными смазочными материалами. 4.9 Выводы. ГЛАВА 5. РЕАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ. 5.1 Алгоритм системного подхода к применению методов повышения износостойкости подшипниковых узлов трения. 5.2 Применение методов повышения износостойкости подшипниковых узлов трения. 5.2.1 Конструкционный метод повышения износостойкости подшипниковых узлов трения. 5.2.2 Триботехнологический метод повышения износостойкости подшипниковых узлов трения. 5.2.3 Комбинированный метод повышения износостойкости подшипниковых узлов трения. 5.3 Выводы. ГЛАВА 6. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РАЗРАБОТАННЫХ РЕШЕНИЙ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЙ. 6.1 Расчет экономического эффекта при модернизации подшипникового узла трения. 6.2 Расчет экономического эффекта от повышения долговечности подшипникового узла трения. 6.3. Расчет экономического эффекта от применения смазочного материала более высокого качества в подшипниковом узле трения. 6.4. Рекомендации по практическому применению результатов исследований. Введение диссертации на тему"Повышение износостойкости подшипниковых узловтрения машин и механизмов"Долговечность машин и механизмов во многом определяется износостойкостью применяемых в их конструкции подшипниковых узлов. Недостаточная износостойкость подшипниковых узлов трения вызывает отказы, которые возникают при наработках, составляющих от 30 до 60% от общей наработки до предельно состояния машины или механизма в целом. При этом эксплуатационные затраты на техническое обслуживание и ремонт подшипниковых узлов в 2.3 раза превышают затраты на их производство и изготовление. Изнашивание подшипниковых узлов сопровождается изменением линейных размеров всех, составляющих их конструкцию трущихся деталей. Особенностью работы подшипниковых узлов трения является воздействие: рабочих давлений, температур, изменяющихся скоростей относительного скольжения или качения, агрессивности окружающей среды, что приводит к возникновению определенного вида изнашивания (усталостное, абразивное, гидроабразивное, коррозионно-абразивное и др.) и как следствие - к снижению работоспособности и уменьшению долговечности подшипникового узла трения в целом. Износостойкость подшипниковых узлов трения, во многом определяется качеством применяемого смазочного материала, параметрами контактирующих поверхностей деталей (отклонение формы, волнистости, шероховатости), и физико-механическими свойствами поверхностного слоя, которые формируются при производстве и изменяются при эксплуатации. В связи с этим, возникает необходимость в совершенствовании применения методов повышающих износостойкость подшипниковых узлов трения машин и механизмов. Улучшение эксплуатационных показателей применяемых смазочных материалов, качества поверхностей и поверхностных слоев трущихся деталей подшипниковых узлов в настоящее время сдерживается отсутствием системного подхода к выбору методов повышения износостойкоста, научно обоснованных методик расчета на изнашивание в присутствии «третьего тела» смазочного материала, а также повышения степени организации смазывания и герметизации узлов трения. Наиболее актуальными являются исследования, направленные на решение задач по конструктивному совершенствованию подшипниковых узлов с применением различных смазочных материалов, разработке новых адаптированных смазочных систем, предупреждающих износ трущихся деталей и снижающих потери на трение, а также герметизаторов (уплотнений) для предотвращения утечек смазочного материала или проникновения абразива в зону трения деталей подшипниковых узлов. Целью работы является повышение износостойкости подшипниковых узлов трения машин и механизмов на этапах их проектирования, эксплуатации и ремонта на основе научно-обоснованного выбора и применения трибо-логических методов, связанных с совершенствованием процессов смазки и герметизации. В качестве объектов исследований приняты детали подшипниковых узлов трения машин и механизмов, работающие в условиях трения скольжения при граничной и гидродинамической смазке, качения и качения с проскальзыванием при граничной смазке, в частности автомобильных электростартеров; ступиц передних и задних колес автомобилей, редукторов переднего моста автомобильных шасси, коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания, промежуточных передач трансмиссии тракторов, а также: моторные, минеральные, индустриальные и трансмиссионные масла, пластичные смазочные материалы и магнитные жидкости (МЖ). Объектами исследований явились также смазочные материалы: моторные, минеральные, индустриальные и трансмиссионные масла, пластичные смазки, магнитные жидкости (МЖ). Методологической основой работы являются изучение и описание: закономерностей изменения форм поверхностей трения; структур поверхностных слоев; тепловых процессов при трении, изнашивании и смазке; условий трения; действие смазки на поверхности трения, а также физических свойств и показателей качества смазочных материалов, работающих в подшипниковых узлах трения машин и механизмов. Теоретические исследования базируются на установлении физической картины процессов трения и изнашивания в трибосопряжениях подшипниковых узлов с последующим математическим описанием основанном на теории контактных взаимодействий, абразивной и энергетической теорий изнашивания, адгезионно-деформационной, молекулярно-механической теорий трения, граничной и гидродинамической теорий смазки и др. Экспериментальные исследования базируются на разработке рациональных модельных и стендовых триботехнических испытаний, дающих возможность экспериментально, ускоренно установить предполагаемую износостойкость деталей подшипниковых узлов в присутствии «третьего тела» смазочного материала, а также на лабораторных исследованиях качества смазочных материалов работавших в подшипниковых узлах трения машин. Для достижения поставленной в работе цели необходимо решить следующие задачи: 1 - разработать общую концепцию методологии теоретических и экспериментальных исследований повышения износостойкости подшипниковых узлов трения в машинах и механизмах; 2 - установить закономерности и разработать модель изменения интенсивности (скорости) изнашивания поверхностных слоев деталей подшипниковых узлов в присутствии «третьего тела» смазочного материала; 3 - провести модельные, стендовые триботехнические испытания пар трения с применением различных смазочных материалов; 4 - разработать системный подход для применения методов повышения износостойкости подшипниковых узлов трения; 5 - разработать перспективные технические решения, адаптированные смазочные системы, конструкции подшипниковых узлов с учетом совершенствования процессов смазки и герметизации, которые позволят повысить износостойкость подшипниковых узлов трения машин и механизмов; 6 - провести экономическую оценку разработанных решений, дать рекомендации для их практического применения и реализовать результаты исследований. Научная новизна работы заключается в следующем. 1. Предложен научно обоснованный метод расчета нестационарно нагруженных подшипников скольжения при различных периодах эксплуатационного цикла: старта, установившегося движения и останова, с учетом параметров качества контактирующих поверхностей (характеристик отклонений форм, волнистости, шероховатости, субшероховатости) и физико-механических свойств поверхностного слоя. 2. Впервые предложена физическая картина изнашивания элементов подшипниковых узлов на уровне субшероховатости поверхности трения и получены теоретические уравнения, описывающие данный процесс. 3. Получена модель изнашивания для пар трения скольжения при граничной смазке на уровне субшероховатости поверхности с учетом структурных изменений и термофлуктуационного разрушения поверхностного слоя. 4. На основе интегральных аналогов, исходной совокупности уравнений, граничных условий и условий однозначности, предложен критерий, определяющий возможность применения магнитных жидкостей в качестве смазочных материалов в подшипниковых узлах трения. 5. Предложен научно обоснованный подход к совершенствованию процесса смазки в подшипниковых узлах трения качения на основе применения магнитных жидкостей, заключающийся в обеспечении адаптирования смазочного материала к условиям трения с повышением герметичности сопряжения. Практическая ценность работы. 1. Разработан ряд конструкций стендов, экспериментальных установок и методик триботехнических модельных и стендовых испытаний, для установления возможности к повышению износостойкости подшипниковых узлов трения машин и механизмов различного назначения применением смазочных материалов и герметизаторов (уплотнений). 2. На основе выбранных научных положений разработан алгоритм системного подхода для повышения износостойкости подшипниковых узлов машин, который имеет этапы: выявления ведущего процесса изнашивания для трибосопряжений, имеющих наиболее низкую износостойкость, установление метода или комбинации методов повышения износостойкости выявленных трибосопряжений, сравнительный анализ, накопление информации и предложение для внедрения в производство. 3. Разработаны новые перспективные технические решения, конструкции подшипниковых узлов машин и механизмов с учетом их функционального назначения, совершенствования процессов смазки и герметизации. Апробация работы. Основные положения диссертационной работы в различное время были рассмотрены и обсуждены на: Международном научном симпозиуме «Гидродинамическая теория смазки - 120 лет», г. Орел, 2006 г.; Международной научно-технической конференции «Актуальные проблемы трибологии», г. Самара 2007 г.; Международной научно-технической конференции «Проектирование колесных машин», г. Москва, 2006 г.; Международной научно-технической конференции «Контактная жёсткость. Износостойкость. Технологическое обеспечение», г. Брянск, 2003 г. Международной научно-технической конференции «Эксплуатация и методы исследования систем и средств автомобильного транспорта», г. Тула, 2006,2009 г. Международной научно-технической конференции «Проблемы качества машин и их конкурентоспособности», г. Брянск, 2008 г.; Международной научно-технической конференции «Наука и производство», г. Брянск, 2009 г.; Диссертация докладывалась и обсуждалась: - на заседании кафедры «триботехнология» БІТУ в 2010 г.; - на трибологическом семинаре ИМАШ РАН им. А. А. Благонравова 2011 г.; - на трибологической секции БГТУ в 2011 г. Публикации. По материалам диссертации опубликовано 44 научных статьи, в том числе 17 в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях из списка перечня ВАК РФ. Структура и объём диссертации. Диссертация изложена на 312 страницах машинописного текста и содержит 126 рисунков и 20 таблиц, состоит из введения, шести глав основного текста, заключения, списка литературы из 236 наименований, имеет 2 приложения. Заключение диссертации по теме"Трение и износ в машинах"Шец Сергей ПетровичОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ 1. Изложены научно обоснованные технические решения для повышения износостойкости подшипниковых узлов трения машин на основе выбора и применения трибологических методов, связанных с совершенствованием процессов смазки и герметизации, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие страны. 2. Разработана теоретическая модель изнашивания подшипников скольжения в зависимости от частоты и продолжительности эксплуатационных циклов старт, установившееся движение и останов. 3. Разработана и экспериментально подтверждена модель процесса изнашивания на уровне субшероховатости поверхностей пар трения в присутствии смазочного материала. 4. Установлено, что физико-механические и трибологические свойства поверхности трения определяются субшероховатостью, которая зависит от структуры материала поверхностного слоя. 5. Установлено, что магнитная жидкость, как уплотнительно-смазочный материал обладает свойством концентрироваться (удерживаться) в сопряжениях деталей подшипниковых узлов трения за счет действия магнитных полей, что вносит новый физический смысл на уровне физического явления, заключающегося в способности смазочного материала адаптироваться к условиям трения, повышая герметизацию сопряжения. 6. На основе интегральных аналогов, исходной совокупности уравнений, граничных условий и условий однозначности, предложен критерий, определяющий возможность применения магнитных жидкостей в качестве смазочных материалов в подшипниковых узлах трения. 7. Разработан алгоритм системного подхода к применению комбинации методов, обеспечивающих снижение влияния основного вида изнашивания в подшипниковых узлах трения машин и механизмов различного назначения. 8. Разработаны новые перспективные конструкции подшипниковых узлов трения, которые обладают повышенной износостойкостью. 9. Рассчитан экономический эффект от внедрения результатов исследований по повышению износостойкости подшипниковых узлов трения, который составил более 20 млн. руб. использованы материалы с сайта http://www.dissercat.com/
16.09.2016 19:15/читать дальше...
Год:
1989
Автор научной работы:
Курчаткин, Вячеслав Викторович
Ученая cтепень:
доктор технических наук
Место защиты диссертации:
Москва
Код cпециальности ВАК:
05.20.03.
Специальность:
Эксплуатация, восстановление и ремонт сельскохозяйственной техники
Количество cтраниц:
407
Оглавление диссертации доктор технических наукКурчаткин, Вячеслав ВикторовичВВЕДЕНИЕ 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ РЕШЕНИЯ 1.1. Анализ долговечности подшипниковых узлов и зубчатых передач сельскохозяйственной техники.' 1.2. Способы восстановления неподвижных соединений подшипников качения 1.3. Основные направления повышения долговечности подаипниковых узлов и зубчатых передач сельскохозяйственной техники. 1.4. Выводы. Цель и задачи исследований. 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ДОЛГОВЕЧНОСТИ НЕПОДВИЖНЫХ СОЕДИНЕНИЙ, ПОДШИПНИКОВ МЧЕНЙЯ И ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ ПРИ ВОССТАНОВЛЕНИИ ПОСАДОК ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ ПОЛИМЕРНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ 2.1. Теоретические основы повышения долговечности неподвижных соединений подлинников качения 2.2. Теоретические основы повышения долговечности подлинников качения. 2.3. Теоретические основы повышения долговечности зубчатых передач 3. ИССЛЕДОВАНИЯ ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ. З.Х. Исследования деформационно-прочностных свойств. 3.2. Исследования термомеханических характеристик 3.3. Исследования теплостойкости. 3.4. Исследования фреттингостонкоети полимерных покрытий. 3.5. Выводы. 4. ИССЛВДОВАНИЕ ДОЛГОВЕЧНОСТИ НЕПОДВИЖНЫХ СОЕДИНЕНИЙ, ВОССТАНОВЛЕННЫХ ПОЛИМЕРНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ. 4.1. Исследования статической прочности неподвижных соединений. 4.2. Исследования долговечности неподвижных соединений при динамическом нагружении. 4.3. Выводы. 5. ИССЛЕДОВАНИЯ ДОЛГОВЕЧНОСТИ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ И ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ, РАБОТАЩИХ В УЗЛАХ С ПОДШИПНИКАМИ КАЧЕНИЯ, ПОСАДКИ КОТОРЫХ ВОССТАНОВЛЕНЫ ПОЛИМЕРНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ. 5.1. Исследования упругой деформации наружных колец подшипников качения. 5.2. Исследования распределения нагрузки между телами качения. 5.3. Стендовые испытания подлинников качения на долговечность. 5.4. Исследования долговечности зубчатых передач с посадками подшипников, восстановленными полимерными материалами 5.5. Выводы. 6. РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ НЕПОДВИЖНЫХ СОЕДИНЕНИЙ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ. 6.1. Исследования способов нанесения покрытий из растворов эластомеров кистями, окунанием и об ливом. 6.2. Исследования центробежного способа нанесения покрытий из растворов эластомеров 6.3. Исследования смещения осей подшипников качения и посадочных отверстии при запрессовке 6.4. Контроль качества неподвижных соединений по дошников качения, восстановленных анаэробным герметиками. 6.5. Производственная проверка технологических процессов и эксплуатационные испытания машин с неподвижными соединениями подшипников качения, восстановленными полимерными материалами. 6.6. Выводы. 7. ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПРОИЗВОДСТВО И Ж ТЕХНИКО -ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА. 7.1. Внедрение результатов исследований в производство 7.2. Технико-экономическая эффективность восстановления неподвижных соединений полимерными материалами. 7.2.1. Методика расчета. 7.2.2. Расчет технико-экономической эффективности восстановления посадок подшипников качения герметиком 6Ф 7.2.3. Расчет технико-экономической эффективности восстановления посадок подшипников качения эластомером ГЭН-150(В). 7.2.4. Расчет технико-экономической эффективности восстановления посадок подшипников качения анаэробным герметиком АН-6К. 7.2.5. Расчет народнохозяйственного эффекта от внедрения результатов исследований в производство 7.3. Вывода. Введение диссертации"Восстановление посадок подшипников качения сельскохозяйственной техники полимерными материалами"Основными направлениями экономического и социального развития ССОР на 1986.1990 годы и на период до 2000 года /I/, утвержденными ХХУП съездом КПСС, предусмотрен дальнейший подъем материального и культурного уровня жизни народа на основе ускорения социально-экономического развития, всемерной интенсификации и повышения эффективности производства на базе научно-технического прогресса. Перед агропромышленным комплексом страны поставлена задача добиться устойчивого роста сельскохозяйственного производства, надежного обеспечения страны продуктами питания и сельскохозяйственным сырьем, увеличить среднегодовой объем валовой продукции на 14.16 %, довести в 1990 году валовый сбор зерна до 250.255 млн. тонн, производство мяса до 21 млн. тонн, молока до 106.110 млн. тонн. Выполнить поставленную задачу можно при условии всемерной интенсификации сельскохозяйственного производства и его дальнейшего технического перевооружения на базе новой, высокоэффективной техники. За пятилетие сельскому хозяйству будет поставлено 1900 тыс. тракторов, 1600 тыс. грузовых автомобилей, сельскохозяйственных машин и оборудования на сумму не менее 43 млрд. рублей. При этом первостепенное значение приобретают качество, надежность и долговечность сельскохозяйственной техники, ее эффективное использование, качественное техническое обслуживание, ремонт и хранение /2, 3/. Однако в настоящее время значительная часть сельскохозяйственной техники по качеству, надежности и долговечности не отвечает предъявляемым требованиям. Недоброкачественная техника вынуждает сельское хозяйство содержать в ремонтной службе более миллиона человек. Расходы на ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования агропромышленного комплекса страны превысили 7 миллиардов рублей /4/. Поэтому исследования, связанные с проблемой повышения долговечности и снижения затрат на поддержание сельскохозяйственной техники в работоспособном состоянии, являются актуальными. Долговечность машины зависит от ресурса ее составных элементов. Среди последних важное место занимают подшипниковые узлы и зубчатые передачи, являюциеся самыми многочисленными элементами конструкций тракторов и сельскохозяйственных машин. Ресурс большинства подшипников качения тракторов и сельскохозяйственных машин ниже расчетного и находится в пределах 2000.3800 ч /6/. 80-процентный гамма-ресурс подшипников качения трансмиссии новых тракторов ДТ-75М в рядовой эксплуатации 5500.5700 мото-ч /7, 8/, а зубчатых колес - 3600.5900 мото-ч /9/, что явно недостаточно, так как в ХП пятилетке ресурс подшипников качения и зубчатых колес у новых тракторов должен быть доведен до 12.14 тыс. мото-ч /5/, а у отремонтированных до 9,6.II,2 тыс. мото-ч. Ресурс подшипников качения во многом зависит от посадок колец в корпусных деталях и на валах. Увеличение зазора между кольцами и посадочными местами ухудшает распределение нагрузки между телами качения, приводит к ее повышению на центральное и снижению на боковые тела качения. При этом долговечность подшипника качения снижается. Увеличение зазора между кольцами и посадочными местами является результатом изнашивания последних. Основными причинами изнашивания являются фреттинг-коррозия и проворот колец подшипников. Одной из распространенных причин отказа зубчатых передач является усталостное выкрашивание рабочих поверхностей зубьев, которое происходит в результате высокой концентрации давлений. Величина давления зависит от распределения нагрузки по длине контактных линий зубьев. Зубчатые же передачи, как правило, работают при неравномерном распределении нагрузки по длине контактных линий зубьев /10/. Посадочные места подшипников качения восстанавливают установкой дополнительных деталей, пластическим деформированием, нанесением электролитических покрытий, сварочно-наплавочными и другими способами. Сложность технологических процессов, потребность в дорогостоящем технологическом оборудовании, необходимость механической обработки восстанавливаемых поверхностей, высокая трудоемкость, себестоимость и энергоемкость, большой расход материалов сдерживают широкое распространение перечисленных способов восстановления на ремонтных предприятиях агропромышленного комплекса страны. Кроме того, большинство из них не могут обеспечить требуемый ресурс отремонтированных машин. Поэтому разработка и совершенствование технологических процессов, обеспечивающих повышение долговечности и снижение себестоимости ремонта подшипниковых узлов, является крупной народнохозяйственной проблемой. Решение этой проблемы в диссертации базируется на одном из пяти приоритетных направлений современной научно-технической революции - создании и использовании новых материалов, включенных в Комплексную программу научно-технического прогресса стран-членов СЭВ до 2000 года /II/. К таким материалам относятся полимерные материалы. С помощью полимерных материалов наиболее просто устранить зазоры в соединениях колец подшипников и посадочных мест и обеспечить относительные перемещения сопрягаемых металлических поверхностей через промежуточную среду. Слой полимерного материала исключает контакт поверхностей металлических деталей, предотвращает их износ и обеспечивает значительное повышение долговечности неподвижного соединения. При восстановлении неподвижных соединений полимерными материалами слой полимера между кольцом подшипника и посадочным местом выполняет роль упругой прокладки, деформация которой вместе с кольцом подшипника может способствовать более равномерно^ распределению нагрузки между телами качения и повышению долговечности подшипника качения. Снижение жесткости опор подшипников, на которых смонтированы валы с зубчатыми колесами, может оказать благоприятное влияние на самоустановку сопряженных зубьев зубчатых колес, улучшить распределение нагрузки по длине контактных линий, снизить контактные напряжения и повысить долговечность зубчатых передач. Для реализации преимуществ способов восстановления неподвижных соединений подшипников качения полимерными материалами необходимо разработать научные основы выбора полимерных материалов и оптимизации режимов технологических процессов, научные основы повышения долговечности неподвижных соединений, подшипников качения и зубчатых передач, работающих в узлах с посадками подшипников, восстановленными полимерами, разработать технологические процессы и необходимое оборудование. Диссертация представляет собой теоретическое обобщение и решение крупной научной проблемы, имеющей важное народнохозяйственное значение. В ней решена проблема повышения долговечности подшипниковых узлов, при одновременном снижении себестоимости ремонта, путем восстановления посадок подшипников качения полимерными материалами. Под руководством автора выполнены диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук А.А.Гаджиевым, А.Г.Шубиным, М.Д.Аязбаевым, Б.Ибилдаевым, Т.И. Сидниной, Д.Т.Ходовым и Аль-Ассех-Рашад Фахадом. Работа выполнена на кафедре ремонта и надежности машин Московского ордена Трудового Красного Знамени института инженеров сельскохозяйственного производства им. В.П.Горячкина в соответствии с программой научно-исследовательских и проектно-конструктор-ских работ на 1981.1985 годы по проблеме 0.с.х.Ю8 (МОХ СССР): "Разработать ш внедрить комплекс мероприятий по повышению эффективности использования и совершенствованию организации технического обслуживания, ремонта и хранения тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования животноводческих ферм по союзным республикам и зонам страны", общесоюзной научно-технической программой на 1986.1990 годы по проблеме 0.51.11 "Разработать и освоить прогрессивные методы организации, технологические процессы и оборудование, обеспечивающие повышение уровня использования, технического обслуживания, ремонта тракторов, автомобилей, сельскохозяйственных машин, технологического оборудования предприятий перерабатывающей промышленности и восстановления изношенных деталей", утвержденной постановлением Государственного комитета СССР по науке и технике, а также хозяйственными договорами 7-81 с Всесоюзным научно-производственным объединением "Реедеталь" (г.Москва), 1-84 с Оренбургским областным объединением Госком-сельхозтехники РСФСР и договорами о творческом научно-техническом содружестве с Ряжским АРЗ, Хотьковским, Истринским и Брянским РТП. Основные положения и результаты диссертационной работы доложены, обсуждены и экспонировались на: - научных конференциях профессорско-преподавательского состава, научных работников и аспирантов МИИСП им. В.П.Горячкина в 1980.1988 гг.; - дне механика Московского Дома научно-технической пропаганды им. Ф.Э.Дзержинского в 1982 г.; - заседании научно-технического совета ВШО "Ревдеталь" в 1983 г.; - семинаре "Применение полимеров при изготовлении технологической оснастки, ремонте оборудования и сельскохозяйственных машин" (г.Ижевск) в 1983 г.; - научно-технической конференции стран-членов СЭВ и СФРЮ "Современное оборудование и технологические процессы для восстановления изношенных деталей машин" "Реадеталь-83" (г.Киев) в 1983 г.; - заседании технического совета при управлении ремонта Оренбургского областного объединения Госкомсельхозтехники РСФСР в 1984 г.; - выставке научно-технического творчества молодежи НТТМ-84 (г.Москва, ВДНХ СССР) в 1984 г.; - выставке "Молодежь Москвы и научно-технический прогресс" (ПНР, г.Варшава) в 1984 г.; - выставке "Москва - столица СССР" (г.Москва, Колонный зал Дома Союзов) в 1985 г.; - выставке "Студенты Москвы - науке, технике, производству" (НРБ, г.София) в 1985 г.; - семинаре "Технический прогресс в совершенствовании технологического ремонта и модернизации оборудования на предприятиях области" (г.Херсон) в 1986 г.; - семинаре "Эффективность технического обслуживания и ремонта оборудования в условиях интенсификации производства" (г.Москва, ЩНШ им. Ф.Э.Дзержинского) в 1986 г.; - Всесоюзной научно-практической конференции по восстановлению деталей машин (г.Рига) в 1987 г.; - выставке "Кадры высшей квалификации и научно-технический прогресс" (г.Москва, ВДНХ СССР) в 1987 г.; - заседании секции ремонта машин ученого совета ГОСНИТИ в 1988 г.; - научно-технической конференции стран-членов СЭВ "Современное оборудование и технологические процессы для восстановления и упрочнения деталей машин" "Ремдеталь-88" (г.Пятигорск) в 1988 г.; - международной выставке "Ревдеталь 88" (г.Пятигорск) в 1988 г. По результатам выполненной работы опубликовано 50 статей и зарегистрировано 3 отчета по хоздоговорным и госбюджетным темам. На защиту выносятся: - теоретические основы применения полимерных материалов для восстановления неподвижных соединений подшипников качения; - результаты экспериментальных исследований физико-механических свойств полимерных материалов, долговечности неподвижных соединений, подшипников качения и зубчатых передач; - технологические процессы восстановления неподвижных соединений эластомерами и анаэробными герметиками; - результаты внедрения и технико-экономическая эффективность разработанных технологических процессов. I. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ РЕШЕНИЯ Заключение диссертации по теме
"Восстановление посадок подшипников качениясельскохозяйственной техники полимернымиматериалами"
Курчаткин Вячеслав Викторович7.3. Выводы На основании проведенных расчетов технико-экономической эффективности восстановления посадок подшипников качения полимерными материалами можно сделать следующие выводы: I. Технологические процессы восстановления неподвижных соединений подшипников качения полимерными материалами отличаются низкой себестоимостью. Себестоимость восстановления неподвижных соединений нанесением покрытий из раствора герметика 6Ф ниже по сравнению с наплавкой в 11,4 раза и по сравнению с железнением в 9,4 раза. При восстановлении посадок подлинников анаэробным герметиком АН-6К себестоимость восстановления по сравнению с восстановлением способом дополнительных ремонтных деталей снижается в 2,1 раза. 2. Способы восстановления неподвижных соединений полимерными материалами отличаются низкой трудоемкостью. Так, при восстановлении неподвижных соединений нанесением покрытий из раствора герметика 6Ф трудоемкость снижается по сравнению с наплавкой в 3,7 раза и по сравнению с железнением в 13,3 раза. Использование анаэробных герметиков по сравнению с восстановлением неподвижных соединений подшипников качения способом дополнительных ремонтных деталей позволяет снизить трудоемкость восстановления в 1,7 раза. 3. Для внедрения технологических процессов восстановления неподвижных соединений подшипников качения полимерными материалами не требуются значительные капитальные вложения. Так, при восстановлении неподвижных соединений нанесением покрытий из раствора герметика 6Ф удельные капитальные вложения снижаются по сравнению с наплавкой в 28,1 раза и по сравнению с железнением в 6,1 раза. 4. Годовой экономический эффект от внедрения результатов исследований в производство составил: в Нагорном - около 36 тыс., Оренбургском - около II тыс. и в Городищенском РШ Оренбургской области - около 9 тыс. руб; на Краснопахорском РМЗ Московской области - свыше 15 тыс. руб. 5. Расчетный народнохозяйственный эффект при капитальном ремонте машин на ремонтных предприятиях агропромышленного комплекса страны составит около 70 млн. руб. ОБЩИЕ вывода И РЕКОМЕНДАЦИИ 1. В диссертации решена крупная народнохозяйственная проблема повышения долговечности подшипниковых узлов, при одновременном снижении себестоимости ремонта малшн, путем восстановления посадочных мест корпусных деталей и валов полимерными материалами. 2. Выполненные теоретические исследования показали, что для обеспечения максимальной долговечности полимерный материал для восстановления неподвижных соединений подшипников качения должен удовлетворять следующим требованиям: а) иметь модуль упругости, позволяющий при натягах, не приводящих к разрушению полимерного покрытия при запрессовке, создать давление между поверхностью сопрягаемой детали и полимерным покрытием, обеспечивающее неподвижность деталей соединения; б) иметь достаточно высокий предел прочности при растяжении, обеспечивающий прочность неподвижного соединения при статическом одноразовом нагружении; в) иметь высокую удельную работу деформации до разрыва и обладать свойством снижать динамические напряжения, что обеспечивает стойкость к одноразовым динамическим нагрузкам; г) обладать незначительными гистерезисными потерями и низким динамическим модулем упругости, что обеспечивает высокую долговечность при циклическом нагружении; д) в интервале рабочих температур иметь стабильный модуль упругости, находиться в высокоэластическом состоянии. Из эластомеров в наибольшей степени предъявляемым требованиям отвечает герметик 6Ф. 3. Допустимые условия нагружения при фреттинг-коррозии покрытий из раствора герметика 6Ф: удельная нагрузка 6,5 и 30 МПа соответственно при амплитуде микроперемещений 50 и 30 мкм. Покрытия из раствора эластомера ГЭН-150(В) и композиции на основе эпоксидной смолы ЭД-16 при этих режимах нагружения оказались неработоспособными. 4. Усилия запрессовки и распрессовки неподвижных соединений, восстановленных эластомерами, зависят от зазора в соединении (до восстановления) и натяга при запрессовке. Максимальная долговечность таких соединений наблюдается при натягах 0,01.0,04 ш. На прочность соединений, восстановленных анаэробными герме-тиками, оказывают влияние зазор до восстановления, температура и время отверждения. При температуре 20°С отверждение герметиков УГ-7 и УГ-8 происходит в течение 12 ч, АН-6 и АН-6В - 96 ч, АН-6К - 10 ч и АН-ЮЗ - 24 ч. С повышением температуры время отверждения снижается. Эффективным способом снижения времени отверждения анаэробных герметиков является также использование активатора марки КВ. 5. Долговечность неподвижных соединений, восстановленных полимерными материалами, также зависит от зазора до восстановления. Посадки наружных колец подшипников качения рекомендуется восстанавливать герметиком 6Ф при зазоре до 0,2 мм, эластомером ГЭН-150(В) - 0,16 мм, анаэробными герметиками УГ-7 - 0,16, УГ-8 - 0,18, АН-6 - 0,20, АН-бВ - 0,22, АН-6К - 0,27 и АН-ЮЗ - 0,30 мм. При одном и том же зазоре неподвижные соединения, восстановленные герметиком 6Ф, более долговечны по сравнению с соединениями, восстановленными эластомером ГЭН-150(В). Из анаэробных герметиков наибольшую долговечность неподвижных соединений обеспечивают герметики АН-6К и АН-ЮЗ. 6. Слой полимерного материала между сопрягаемыми поверхностями неподвижного соединения исключает или резко снижает износ посадочных поверхностей. Так, при наличии покрытия из раствора герметика 6Ф износ посадочного места подлинника в корпусе отсутствовал, в то время как в аналогичных условиях без полимерного покрытия он превышал 70 мкм. 7. Теоретические исследования показали, что долговечностью подшипника качения можно управлять регулированием распределения нагрузки между телами качения, которое зависит от упругих радиальных перемещений от изгиба наружного кольца подшипника. На упругие радиальные перемещения оказывают влияние деформационно-прочностные свойства полимерного материала. В результате выполненных исследований в лабораторных условиях установлено, что при толщине покрытия из раствора герметика 6Ф 0,089 мм и циркуляционном нагружении долговечность подшипника в 3,6 раза, а при толщине покрытия 0,139 им и местном нагружении в 5,8 раза выше расчетной. Из анаэробных герметиков наибольшую долговечность подшипников качения обеспечивают герметики АН-6К и ан-юз. 8. При восстановлении неподвижных соединений подшипников качения полимерными материалами изменяются параметры зубчатой передачи. Расчеты, проведенные на примерах конечной передачи трактора МТЗ-80 и коробки передач автомобиля ЗШ1-130, показали, что контактные напряжения у этих передач снижаются соответственно в 1,4 и 1,1 раза. По результатам выполненных экспериментальных исследований износостойкость рабочих поверхностей зубьев увеличивается в 1,3.1,5 раза. 9. В зависимости от конструкции детали и программы ремонтного предприятия покрытия из растворов герметика 6Ф и эластомера ГЭН-150(В) в ацетоне рекомендуется наносить кистью, окунанием и центробежным способом. Высококачественные покрытия этими способами могут быть получены из раствора концентрацией 20 ч массы эластомера на 100 частей ацетона. Частота вращения детали при центробежном способе должна составлять 1120. 1800 мин""1. Оптимальный режим термообработки герметика 6Ф: 150°0 в течение 3 ч; эластомера ГЭН-150(В): П5°С в течение 25 мин. 10. В диссертации разработан эффективный способ неразрушающего контроля качества неподвижных соединений, восстановленных анаэробными герметиками, замером диэлектрической проницаемости клеевого шва (положительное решение Госкомизобретений СССР 4309957/30-25 (146352) от 28.09.1988 г.). 11. Производственная проверка технологических процессов восстановления неподвижных соединений подшипников качения полимерными материалами показала, что они отличаются простотой, отсутствием потребности в сложном технологическом оборудовании и могут получить широкое распространение на ремонтных предприятиях. Эксплуатационные испытания подтвердили высокую долговечность подшипниковых узлов и зубчатых передач с посадками подшипников, восстановленными герметиком 6Ф и анаэробным герметиком АН-6К. 12. Себестоимость восстановления неподвижных соединений нанесением покрытий из раствора герметика 6Ф ниже по сравнению с наплавкой в 11,4 раза и с железнением - в 9,4 раза. Внедрение технологии восстановления посадок подшипников качения водяных насосов двигателей 3м3-53 взамен установки дополнительных ремонтных деталей снизило себестоимость восстановления в 2,1 раза. Годовой экономический эффект от внедрения разработанных технологических процессов составил: в Нагорном РШ - около 36 тыс.руб., в Оренбургском РШ - около II тыс.руб., в Городищен-ском РШ Оренбургской обл. - около 9 тыс.руб.; на Краснопахор-ском НИЗ Московской области - свыше 15 тыс.руб. Расчетный народнохозяйственный эффект при капитальном ремонте машин на ремонтных предприятиях Госагропрома СССР взамен наплавки и железнения ооставит около 70 млн. рублей. Список литературы диссертационного исследованиядоктор технических наукКурчаткин Вячеслав Викторович,1989 год1. Материалы ХХШ съезда Коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат, 1986. - 352 с. 2. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 15-16 марта 1989 г. М.: Политиздат, 1989. - 176 с. 3. Агропрому комплекс машин. Правда: Орган ЦК КПСС, 17 октября 1986 г., Ш 290 (24912). 4. Сборник нормативов надежности тракторов и их составных частей на XI и Ш пятилетки. М., 1983. - 57 с. 5. Бабусенко С.М. Исследование износа и долговечности подшипниковых узлов тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных' машин. Дис. канд. техн. наук. - М., 1963. - 145 с. 6. Ибилдаев Б. Долговечность подшипников качения сельскохозяйственной техники с посадками, восстановленными герметиком 6Ф. -Дис. канд. техн. наук. -М., 1986. 159 с. 7. Отчет НАТИ, арх. Jfc 5234. Сбор информаций о надежности 150 серийных тракторов ДТ-75МВ в рядовой эксплуатации и данных о расходе запчастей на ремонтно-эксплуатационные нужды. М., 1985. 195 с. 8. Ходов Д.Т. Долговечность зубчатых передач при восстановлении посадок подшипников герметиком 6Ф на ремонтных предприятиях Госагропрома СССР. Дис. канд.техн.наук. - М., 1986. -146 с. 9. Заблонский К.И., Мак С.Л. Пути уменьшения неравномерности давлений по контактирующим поверхностям. М.: Машиностроение. Известия вузов, 1963, № 9. 10. Комплексная программа научно-технического прогресса стран-членов СЭВ до 2000 года. Правда: Орган ЦК КПСС, 19 декабря 1985 г., 16 353 (24610). 11. Хитрун Л.И. Совершенствование производственно-технического обслуживания АПК. Экономика сельского хозяйства, 1984,3. С.37-47. 12. Иванов А.И. и др. Взаимозаменяемость в ремонте и эксплуатации машин. М.: Колос, 1969. - 320 с. 13. Степанов В.А. Ремонт тракторных коробок перемены передач и задних мостов. М.: Колос, 1964. 14. Масино М.А. Повышение долговечности автомобильных деталей при ремонте. М.: Транспорт, 1972. - 148 с. 15. Курчаткин В.В. Восстановление посадочных мест подшипников полимерными материалами. М.: Высшая школа, 1983. - 80 с. 16. Масино М.А. Исследование износов и методика определения коэффициентов восстановления корпусных деталей автомобилей. -Автомобильная промышленность, 1973, 16 8. — С.19— 22. 17. Шерстобитов В.Д. Повышение долговечности коробок передач автомобилей при восстановлении корпусов на сельскохозяйственных ремонтных предприятиях. Дис. канд.техн.наук. - Киров, 1983. - 163 с. 18. Кулинский Г.А. Исследование и разработка технологического процесса восстановления неподвижных сочленений деталей машин эпоксидными композициями. Дис. канд.техн.наук. - Киев, 1980. 19. Сафонов П.И. Выбор рационального способа восстановления сопряжения типа вал-подшипник качения агрегатов тракторов. -Дис. канд. техн. наук. Л., 1973. - 202 с. 20. Шадричев В.А. Основы выбора рационального способа восстановления автомобильных деталей металлопокрытиями. М.-Л.: Машгиз, 1962. - 296 с. 21. Поляченко A.B. Перспективы увеличения долговечности деталей при их ремонте // Сборник статей по техническому обслуживанию, ремонту и использованию сельскохозяйственной техники.- М., 1970. С.80-82. 22. Голего Н.Л, Физико-химическая механика фреттинг-коррозии // Физико-химическая механика контактного взаимодействия и фреттинг-коррозия. Киев, 1973. - С. 4-5. 23. Голего Н.Л., Алябьев А.Я., Шевеля В.В. Фреттинг-коррозия металлов. Киев: Техника, 1974. - 270 с. 24. Исследование основных стадий разрушения поверхности металла при фреттинг-коррозии / Алябьев А.Я., Шевеля В.В., Маркович К.В., Рожков М.Н. // Надежность и долговечность авиационных газотурбинных двигателей. Киев, 1971. - С.45-50 (Сб. тр., вып.1). 25. Уотерхауз Р.Б. Фреттинг-коррозия. Л.: Машиностроение, 1976.- 271 с. 26. Rzoum. -Pht^adeephia(Pa), /9&2,-/t2p,i{erfS/>ectaf techn.puSe./üme*, soâ, foi tesiùnq and matetiafs, */№, 27. Оноприенко В.П. Исследование влияния некоторых физико-мехакнических и химических факторов на изнашивание металлов при фреттинг-коррозии. Дис. канд. техн. наук. - Киев, 1973. - 174 с. 28. Щербина Д.А. Исследование структурно-энергетических особенностей изнашивания металлов при фреттинг-коррозии. Дис. канд. техн. наук. - Киев, 1975. - 248 с. 29. SzeatlsQ an mahûats science and ieehnotogy, /979, /?. 259- 266, Waieihouîe. R, B. Petting. 30. Алябьев А.Я., Духота A.И. Влияние условий виброконтактного нагружения на изнашивание титановых сплавов при фреттинг-коррозии. Трение и износ, 1982. - Т.З. - Ш 5. - G.821-826. 31. Айбиндер С.Б., Жеглов O.G., Либерман Л.М. Влияние полимерных покрытий на развитие фреттинг-коррозии // Физико-химическая механика контактного взаимодействия и фреттинг-кор-розия: Тез. докл. Киев, 1973. - С.143-144. 32. Иоеррпе? a W» Gaies ЯгеШпд fatigue considérations in engineering design.,, Weaz* 1Q8/, 70, "2, p. /55- /64. 33. Алябьев А.Я., Крылов К.А., Оноприенко В.П. Влияние внешних факторов на фреттинг-коррозию армко-железа и стали // Надежность и долговечность авиационных газотурбинных двигателей. -Киев, 1971. G.51-55 (Сб. тр., вып.1). 34. Алябьев А.Я. Фреттинг-коррозия металлов и ее структурно-энергетическое описание // Надежность и долговечность авиационных газотурбинных двигателей. Киев, 1971. - С. 35-39 (Сб. тр., вып.1). 35. Беркович M.G. Исследование и повышение долговечности подшипниковых узлов тракторных трансмиссий. Дис. канд. техн. наук. - М., 1972. - 130 с. 36. Моисеев A.A.» Гальперин Г.Л. Тракторные подшипники качения. М.: Колос, 1979. - III с. 37. Кашуба Б.П., К^хтов В.Г., Кугель Р.В. Влияние условий эксплуатации на ресурс элементов шасси трактора T-I50K. М.: Тракторы и сельхозмашины, 1982, Л 4. - С,11-12. 38. Любчевский П.Я., Кугель Р.В. Долговечность шариковых подшипников в тракторных трансмиссиях. М.: Тракторы и сельхозмашины, 1982, Л> 5. - 0.30-32. 39. Кухтов В.Г., Кугель Р.В. Статистический анализ износов шариковых подайпников коробок передач колесных тракторов класса 30 кН. М.: Тракторы и сельхозмашины, 1983, 1 7.- С.21-23. 40. МажовБ.Д. Исследование некоторых вопросов оптимизации подшипниковых узлов качения с арочными корпусами. Дис. канд. техн. наук. - Пермь, 1974. - 196 с. 41. Иванов Б.А., Мажов Б.Д. К вопросу об оптимальном распределении нагрузки по телам качения в подшипниках // Динамика и прочность механических систем. Пермь, 1972. - С.167-172. 42. Дунаев A.B. Допустимые при ремонте износы и отклонения осей отверстий под подшипники корпусов коробок передач тракторов класса 3 т. Тр. ЧЙМЭСХ, 1970, вып. 42. - C.I43-I5I. 43. Троян Н.С. и др. Исследование износостойкости и твердости новых и изготовленных Оршанским ТРЗ зубчатых колес коробок передач автомобиля ГАЗ-53. Тр. Белорусской с.х. академии, 1980, вып.64. - С.87-91. 44. Волгин И.В. Исследование износов и обоснование выбраковочных признаков шестерен тракторных КПП. Дис. канд. техн. наук. М., 1961. - 198 с. 45. Ломоносов Ю.Н., Рабинович М.Л. Износ корпуса коробки передач комбайна GK-4. Мех. и элект. соц. сел. хоз-ва, № 3,1975. 46. Разработка и внедрение технологии восстановления неподвижных соединений сельскохозяйственной техники. Отчет о НИР МИИСП. Руководитель работы К.А.Ачкасов. 1-84, № ГР 81093997, инв. Ш 008549. - М., 1984. - 112 с. 47. Трубин Г.К. Контактная усталость зубьев прямозубых шестерен. Тр. ЩИИТМАШ, 1959, кн. 37. 48. Уркумбаев М.Ф., Курляндский Ю.Н., Алиев O.A. и др. Вопросы прочности зубчатых передач сельскохозяйственных, строительных и мелиоративных машин. Ташкент, ТИИМЭСХ, вып. 118, 1981. - 139 с. 49. Галиев Т.Т. Исследование сопротивления усталости и ударной усталости при изгибе зубьев зубчатых колес и образцов. Дис. канд. техн. наук. Джамбул, 1980. - 168 с. 50. Алиев С.А. Сопротивление разрушению зубьев зубчатых колес при изгибе. Дис. канд.техн.наук. - Джамбул, 1983. - 220 с. 51. Калашников С.Н., Калашников A.C. Изготовление зубчатых колес.- М.: Высшая школа, 1980. 303 с. 52. Гальпер В.Р., Гаркави JE.M. Определение коэффициента неравномерности нагрузки по ширине венцов шевронных зубчатых передач. Вестник машиностроения, 1965, № 4. 53. Благодарный В.М., Соболев A.C., Берестнев О.В. Расчеты зубчатых колес на изнашивание. Мн.: 1980. - 52 с. 54. Петрусевич А.И. Методы повышения допускаемых нагрузок для прямозубых колес. Сб.: Повышение прочности деталей машин.- М.: Изд-во АН СССР, 1949. С.41-62. 55. Трубин Г.К. Влияние вязкости и сорта смазки на контактную усталость зубьев прямозубых шестерен. Вестник машиностроения, 1949, Ii 4. 56. Петрусевич А.И. Зубчатые передачи. Сб. материалов по расчету и конструированию деталей машин. Кн. I. М.: Машгиз, 1953.- 65 с. 57. Заблонский К.И. Исследование и расчет распределения нагрузки в зацеплении зубчатых передач. Дис. д-ра техн. наук. -Одесса, 1965. - 607 с. 58. Заблонский К.И. Зубчатые передачи. Распределение нагрузки в зацеплении. Киев: Техника, 1977. - 208 с. 59. Кораблев А.И., Решетов Д.Н. Повышение несущей способности и долговечности зубчатых передач. М.: Машиностроение, 1968.- С.183-245. 60. Решетов Л.Н. Самоустанавливающиеся механизмы. М.: Машиностроение, 1979. - 334 с. 61. Гутыря С.С. Исследование влияния конструкции подшипниковых узлов на распределение нагрузки в передачах зацеплением. -Дис. канд. техн. наук. Одесса, 1980. - 182 с. 62. Шерстобитов В.Д. Допустимые перекосы осей посадочных отверстий коробок передач. Мех. и элек. сел. хоз-ва, 1982, № 6.- С.38-40. 63. Технологические рекомендации по применению методов восстановления деталей машин. М.: ГОСНИТИ, 1976. - 181 с. 64. Крупецкий В.А. Восстановление посадочных отверстий установкой колец. Техника в сельском хозяйстве, 1981, № 9. - С.56-57. 65. Альбом технологических карт на ремонт (восстановление) деталей тракторов и автомобилей. М.: Колос, 1965. - 912 с. 66. Сираев А.Г., Андреев В.П. Восстановление посадочных отверстийсвертными втулками. Техника в сельском хозяйстве, 1979, II 12. - С.58-59. 67. Буйлов К.А. Исследование и выбор оптимальных способов восстановления чугунных базовых деталей сельскохозяйственной техники: Автореф. дис. канд.техн.наук. Л., 1973. - 23 с. 68. Пугач Н.Ф. Исследование процесса комплексного восстановления посадочных отверстий корпусов тракторных коробок передач на базе электролитического железнения. Дис. канд. техн. наук. - Горки, 1971. - 212 с. 69. Мирзоянц Х.А. Исследование и обоснование способа восстановления изношенных поверхностей чугунных корпусных деталей приваркой стальной ленты. Автореф. дис. канд. техн. наук.- М., 1978. 20 с. 70. Амелин Д.В. Исследование и разработка способа восстановления отверстий чугунных деталей сельскохозяйственных машин контактной наваркой металлических порошков. Дис. канд. техн.наук. М., 1981. - 291 с. 71. Ворошилов В.А. Исследование и оптимизация процесса плазменной металлизации при восстановлении внутренних цилиндриче- ' ских поверхностей автомобильных корпусных деталей. Авто-реф. дис. канд. техн. наук. - М., 1973. - 25 с. 72. Петров Ю.Н. Гальванические покрйтия при восстановлении деталей машин. М.: Колос, 1965. - 136 с. 73. Спицын И.А. Совершенствование технологии восстановления посадочных отверстий корпусных деталей электролитическим желез-нением в условиях сельскохозяйственных ремонтных предприятий. Дис. канд. техн. наук. - М., 1983. - 190 с. 74. Воловик Е.Л. Справочник по восстановлению деталей. М.: Колос, 1981. - 350 с. 75. Авдеев М.В., Воловик Е.Д., Ульман Й.Е. Технология ремонта машин и оборудования. М.: Агропромиздат, 1986. - 247 с. 76. Аскинази Б.М. Упрочнение и восстановление деталей электромеханической обработкой. Л.: Машиностроение, 1977. - 184 с. 77. Батищев А.Н., Ч<
16.09.2016 18:53/читать дальше...
|